О рае, аде и границах Божьего милосердия

Так совпало, что я обещал одному очень уважаемому мною человеку рассказать про рай и ад, а также, наверно, пришло время обьясниться по поводу вчерашнего поста. Он, к огромному сожалению, был понят только частично, несмотря на всю очевидную его провокативность, а мою - вредность. Поэтому, если кому из вас уныло читать мысли на религиозную тему - можете спокойно перелистывать ленту дальше. В этом посте для вас не будет ничего интересного. Если же вы хотите узнать дальше ход моих мыслей - добро пожаловать. Давайте думать все вместе. Тем более, что я всегда готов признать свои ошибки.

[1] Многие считают, что ад и рай имеют конкретное географическое расположение. Тем не менее, Православная Церковь учит, что и рай, и ад есть не только некий внешний объект, но и внутренний. Сама жизнь каждого из нас, без исключения, убеждает в том, это еще и внутреннее состояние самого человека. Именно об этом говорил Спаситель в известных словах ( Лук. 17:20-21). Несмотря на всю иллюзорность и скоротечность этого тварного, физического мира, именно здесь человек имеет возможность приобщиться к миру, который ждет его по смерти. Каким образом это делается? Образом своих мыслей, желаний и действий он уже здесь приобщается к горнему миру. Точно также, своими мыслями, желаниями и поступками он может делаться жителем ада. Раньше мы уже говорили, но я сейчас еще раз повторю, что даже у христиан нет двух миров, один из которых был бы до гроба, а другой - после. На самом деле, после смерти для нас предстанет тот же самый мир, только с другой стороны. Главное не забывать, что смерть не разлучит нашу личность от нас самих, ведь именно наша личность, со всеми ее плюсами и минусами пойдет на Суд Божий. Конечно, это достаточно несправедливо, чтобы за какие-то несколько десятков лет ошибок, вечно мучится в аду. Или наоборот. Что если человек вел себя прилично совсем не потому, что он действительно приличный человек, а потому, что хочет после смерти попасть именно в рай? На самом деле, все эти вопросы и недоумения имеют свои ответы, при чем - достаточно разумные и, как на мой взгляд, вполне убедительные. Давайте поговорим именно об этом.

[2] Вчера я сказал о том, что за Оноприенко не нужно молиться. Безусловно, я утрировал. Молиться нужно за всех, даже за маньяков и убийц, начиная с себя. Другое дело, повторюсь, спасти человека без самого человека невозможно. Он сам давно решил за себя все, при чем - достаточно окончательно. Убить человека чисто случайно пол сотни раз - невозможно. Он был совсем не глуп, признан вменяемым и, безусловно, отлично понимал что творит. Так вот, если кто будет искренне, с любовью, обращаться к Богу за этого насильника и негодяя, то эта любовь, даже если уже и не поможет самому убийце, все равно, непременно вернется к тому, кто молится. Любовь никогда не исчезает, даже согласно законов физики.

[3] Понятно, что мы оставляем открытым вопрос качества покаяния этого конкретного серийного убийцы. Но, напомню, что для Православной Церкви спасение это не столько цель, сколько совершенно динамический, живой процесс. И вот что из этого следует. Грех мы называем не юридически - преступлением, а по медицински - болезнью. В гомилетике, в связи с этим, известен очень хороший пример. Отец учил сына смотреть за своим поведением, предлагая за каждое дурное слово вбивать в дверь гвоздь, а за каждое доброе - один из гвоздей вытягивать оттуда. Мораль притчи была такова. Даже если сынок в конечном результате и вытянет все гвозди, то эта дверь останется вся в дырках и в множестве следов от гвоздей. Точно так же и с нашими грехами. От них душа покрывается увечьями и ранами. Понятно, можно в жизни не раз ошибаться, но признавая свои ошибки, некоторые люди могут даже в них искренне покаяться и их больше не повторять. Именно для лечения этих ран существует епитимья, которую человеку нужно исполнить. Но, всему есть граница. Если грехов оказалось больше, чем им "следовало быть", - человек умирает сначала духовно, а потом и физически.

[4] Человек должен осознавать, что если в этот мир он принес больше горя и зла, чем ему разрешено здравым смыслом, (не скажу Богом, потому, что Бог в принципе зла не сотворил, и не благословил ) он не сможет спасти свою душу, несмотря на невыразимую любовь Бога к людям. Бог есть Любовь, но Он также есть и Справедливый Судия, который за добро награждает, а за зло - наказывает. (Вопроса о форме этих наказаний мы сейчас касаться не будем - это отдельная тема).

[5] Несмотря на то, что нет грехов полезных, и каждый из них в определенном смысле - яд, было бы глупо думать, что после смерти порядочные курильщики будут разделят участь убийц, а маньяки-насильники разделят участь слабовольных женщин, которые в пост открыли баночку с вишневым йогуртом. Даже здравый смысл говорит нам о том, что есть грехи до смерти, а есть грехи не до смерти. Мелкие грехи оставляют на нашей душе меньшие раны, средние грехи - раны побольше, а смертные - вообще огромные раны, от которых люди умирают. Главное понимать, что грех - это медицинский термин, а не юридический. Нельзя вылечить СПИД зеленкой, а рак - йодом и керосином. Зато зеленкой можно замазать маленькую ранку, а йодом можно попытаться вылечить прыщик. Нельзя сравнивать несопоставимые вещи в принципе. Поэтому, мы должны всегда помнить, что существует черта, перешагнув которую нет пути обратно. А если еще точнее: теоретически путь из грешника к праведнику существует, но на практике пройти его удается единицам. Обычно, нам не хватает или времени, или желания, или навыка.

[6] Природа человека с рождения свято хранит в себе чувство справедливости. Кем бы ти ни был, в какую эпоху бы ты не жил, чем бы ты не занимался, в тебе все равно будет жить совесть, как глас Божий. Он всегда будет напоминать нам о том, что делать некоторые вещи неправильно, нехорошо, ужасно. Правда, мы не всегда слушаем этот голос, а опытные грешники могут его даже отключать. Но рано или поздно этот выключатель все равно сломается, и человек обязательно осознает свое ничтожество и греховность в очах мира и Бога. Очень многие кончают жизнь самоубийством именно от того, что у них не остается больше сил сопротивляться этому голосу справедливости. Но, кажется, в полной мере мы осознаем в себе чувство справедливости только тогда, когда речь идет о чужих грехах. Даже самый отъявленный подлец и негодяй возмущается, когда слышит о том, что где-то делается явное беззаконие, которое осталось ненаказанным или не остановленным. Безусловно, вспоминая Оноприенка, мы ведем речь именно о таком случае. И лично мне очень странно как умные и уважаемые люди, быстрее согласятся молиться о человеке, которому нет и не может быть прощения, чем в действительности захотят стать на место родителей его жертв, и осознать весь масштаб ситуации. Да, у людей есть эта странность. Нам очень просто любить весь мир "гипотетически", мы хотим переводить через дорогу незнакомых бабушек, и кормить голодающих детей Южной Африки. То есть, мы рады любить всех сразу, но никого конкретно.

[7] Упаси Господь кому-то из нас стать лично жертвой насильника или маньяка. Но поверьте, в таких случаях вы менее всего будете настроены молится за него. Главная мысль - остаться в живых. И уж потом - наказать негодяя как следует. Это правда жизни в нашем грешном, и добровольно несовершенном мире. Я уверен, что никто из моих друзей, если бы что-то случилось с их ребенком, или бабушкой, или мамой, через злость и тупость другого человека, не считали бы неправильным адекватно на нее ответить. Лично я не знаю, что бы я сделал с человеком, который сознательно причинил бы физический вред членам моей семьи. Верующие люди, обычно, отвечают "Бог ему Судия". И правильно делают. В руках Этого Судьи достаточно власти и возможностей, чтобы правильно наказать обидчика. Не в смысле отплатить злом за зло, а в смысле - спросить адекватный ответ за его поступок.

[8] Многие возмутились моей фразой о том, что "всему есть предел, и Божьему Милосердию тоже". Это совершенно честное и искреннее утверждение с точки зрения церковной догматики. Если в мире существует ад, а существование ада для христиан безусловный факт, значит это удел для тех людей, которые были не способны победить в себе грех и беззаконие. Ад - это место, где существует только Божья справедливость, и окончилось время милосердия. Но ад также, это то место, которое люди сами для себя выбрали. Бог знает, что существует место где будет плачь и скрежет зубов. Бог знает, что там будут вечные муки. Но Его милосердие состоит не в том, что все негодяи строем пойдут в рай, а в том, что люди заранее были предупреждены о своей посмертной участи. Через Церковь Господь предупреждает человечество как ему жить, а также, дает ему все необходимые для этого средства. Существование не пустого ада отличное подтверждение моих слов.

[9] Священное Писание говорит очень много о том, что Царство Небесное "силою берется", то есть для того, чтобы иметь перспективы вечной жизни с Богом, нужно много и упорно работать. Из практики своей собственной, да и других людей, мне хорошо известно, что однажды исповедоваться, чтобы из твоей жизни грех исчез раз и навсегда, бывает совсем недостаточно. Даже большие подвижники благочестия для борьбы с грехом отдавали свои лучшие годы, десятилетия. И то, не все смогли похвастаться результатом. Христианское восприятие мира ставит человека в уникальную шкалу ценностей, в которой нет предела совершенства. Мы должны стать не просто порядочными людьми, мы должны буквально обожиться, сделать свою природу богоподобной. И поэтому, убийца и маньяк в этом смысле вообще не имеет шанса на спасение. Планка святости православного христианина настолько высока, что согласно ее градации, даже обычным средним людям, типа нас с вами, которые ведут себя достаточно скромно, никого не убивают и не насилуют, о рае даже мечтать не приходится. Это было бы огромной дерзостью с нашими страстями и милыми глупыми привычками. Поэтому я честно написал, что разовая исповедь, тем более маньяка и убийцы, вряд ли поможет делу спасения. Увы и ах. Думать о спасении души надо было раньше. Особенно тогда, когда смотрел в глаза невинным девочкам и мальчикам, которых собирался резать и насиловать ради забавы. Он перешел свою точку невозврата и повинен аду.

[10] Люди ошибочно воспринимают историю о благоразумном разбойнике, как некий пример для подражания. Но герменевтика этого текста всегда подчеркивала эксклюзивный характер отношений трех распятых рядом людей на Голгофе. История о благоразумном разбойнике это исключение из правил, а не само правило. Даже сама фраза: "благоразумный разбойник" - самый настоящий оксюморон. Понятно, что в нашей жизни никто из нас не встречал таких людей, и вообще, их в принципе даже быть не может. Ведь если ты благоразумный по жизни, то зачем тебе становиться разбойником, а если ты разбойник, то как можешь называться благоразумным, если все равно остаешься разбойником? Чтобы попасть в рай надо быть не лучше, чем сосед с перфоратором, а чуть-чуть хуже, чем Серафим Саровский. Понимаете?

О рае, аде и границах Божьего милосердия


[11] Жизнь человека подобна многоуровневой компьютерной игре, в которой персонаж, движимый джойстиком, сражается за новые уровни. Вот он на первом этаже, уже убил всех драконов, перешел на второй этаж, потом еще третий и четвертый. Игрок сам для себя выбирал, с кем он будет сражаться, каким оружием, и в какую дверь о сейчас войдет. Это его личная, уникальная стратегия игры. Никто за него решений не принимал. Точно так же проходит и вся наша жизнь. Да, некоторые вещи мы можем списать на обстоятельства, на Бога или даже на звезды или на жену с мужем. Но, если будем совсем откровенными и честными, хотя бы сами с собой, то нам надо признать, что это мы сами себе выбрали ту жизнь, которую имеем сейчас. Убийца и маньяк Оноприенко тоже для себя сам выбрал свой ад, и никто ему не виноват. Даже Господь Бог, которому не хватило любви удержать его от геены огненной. Но, давайте не будем о грустном. На самом деле, это именно то, что ему было всегда нужно, и именно то, что он всегда выбирал на всех своих уровнях.

[12] Истории подобные той, что случилась с Яковом Персидским, который убил и изнасиловал девочку, и потом опять стал святым для меня лично выглядят ужасно. Даже если это и правда, то думаю, ценность этой истории совсем не в ее аскетическом значении, а именно в педагогическом. Грешники никогда не должны отчаиваться в возможности собственного спасения. А самые дикие истории из Житий Святых - отличное подтверждение этому факту. тем не менее, если Спаситель наш Иисус Христос намного лучше, и человечнее меня самого, то я думаю, Ему не сильно нужно такое покаяние. Слишком большая цена. И я опять на стороне Алеши Карамазова.

[13] Если этот так сказать "человек" зверски убил столько невинных жертв, то он, безусловно, имел некоторые личные отношение с диаволом. Спаситель ему просто не зачем. Вот представте себе, если мы, конечно из самых лучших побуждений, возьмем, ну, например, гопника, что классически сидит на корточках у ближайшей подворотни, и сделаем ему необычайно дорогой подарок: отправим его в рай на экскурсию. А знаете, что будет в раю? Там будет непрестанное богослужение и боговидение. Понимаете? Если человек здесь не любил церкви, не любил Евангелия и богослужений, ему в е ч н о с т и в этом вашем раю и даром не надо. Разрешите ему просто быть собой, и пусть он остается в своем аду, а рай выберет не по амнистии, а потому, что захочет этого всем сердцем, всеми мыслями, всем разумением. Поверьте, что в наше время существует огромное количество людей, которые с удовольствием Царствие Небесное поменяют на баночку пива. И сухарики.

Спасибо за внимание. Буду рад вашим мыслям по теме поста. Все ошибки в тексте исправлю по мере отлова. ,)

 
Євген Заплетнюк © 2010-13 | Матеріали сайту можна використовувати з посиланням на джерело.