Два последних дня я просто в шоке. То отца Павла убили, то отец Лонгин так глупо умер. Но сейчас я скажу не только о них, но и о нас с вами. О том, что очень часто мы считаем, что все: "лучшее, конечно, впереди". Хотя, если быть совсем откровенным, философия крокодила Гены с известного мультика достаточно спорная. Я не знаю где именно живете вы, но у нас, на Западной Украине, существует, или по крайней мере раньше достаточно долго существовала следующая практика. Люди решают построить новый, большой и богатый дом. Они его строят, украшают, делают его уютным. Но не живут в там.
Лично я знаю, по крайней мере, несколько людей, то есть несколько целых семейств, которые все равно не разрешают себе там жить, считая что "пусть будет детям", или "еще не готово", или "пока незачем пачкать все красивое и новое". И так оказывается, что они строят дом не для себя, а для других, и это в лучшем случае для собственных детей, а не чужих. Живут десятилетиями в халупе или подвале или достаточно "служебном" помещении, а в красивый дом ходят систематически только убирать. Они все время живут чувством, что у них еще так много будущего! Так вот о чем я хочу сейчас сказать. Мне кажется, что с христианской, да и вообще любой адекватной точки зрения, уметь жить одним днем очень важно. Только жить надо совсем не в том смысле, что "после меня хоть потоп", а в том, что этого завтра у нас может и не быть.
Вот встретились на этой недели две удивительные смерти - старец-исповедник отец Павел, и сорокалетний отец Лонгин. Первый - несмотря на все свои страдания и болезни - мог еще бы жить и жить. И уж тем более, отец-архимандрит - молодой человек в полном расцвете духовных, физических и интеллектуальных сил. На самом деле, это люди с большой буквы, которые были настоящим украшением Церкви на земле, и безусловно, смерть для них - приобретение. Но как люди грешные и приземленные, мы понимаем, что смерть это страх и ужас, это аномалия и то, чего не должно быть в этом мире. Но, мы должны также и понимать, что к этому страху надо готовиться. Как? Нормальной, порядочной жизнью, желанием действительно исправить после себя все, что еще возможно исправить.
Жить одним днем |
Если для человека пиком его физических наслаждений, обычно, люди считают или оргазм или обжорство, то как христианин, хочу этому возразить. Больше наслаждения за чистую совесть и элементарную порядочность в мире не существует. Даже не хочу вспоминать о большем. Да, бывают у людей приступы слабости, и они совсем так не думают. Но рано или поздно они способны очнуться, прийти в себя и осознать мозгами, что человек, который раньше им об этом рассказывал -совершенно прав. То есть, надо было его еще тогда послушать.
Вы знаете, сегодня чтобы священнику оставаться нужным и важным для людей, ему достаточно вслух повторять банальные, простые истины, которые люди и без него знают. Ничего нового и сверх-гениального от него никто давно не требует. Людям всего лишь нужна поддержка и одобрение на их правильном пути. Так бывает, что, обычно, праведники в этом мире никому не нужны. Они никому не интересны. Да даже не праведники, а обычные люди, которые не любят врать и лицемерить. Пока жил отец Павел - никому был не нужен: подумаешь, еще один поп, который ненавидит "систему". А вот умер - все вдруг осознали, какой был духовный герой и личность. "Простите что не замечали!". Он, конечно, вас простит, и даже давно простил и без ваших слов. Но простите ли вы сами себя и свое лукавство? Кому тепер нужны эти иудины поцелуи? Хороша ложка к обеду...
Один из смыслов смерти тела - прекращение наших беззаконий. То есть, Бог, видя нашу склонность ко греху, сделал пребывание человеческого рода на земле временным и ограниченным. Больше живешь - больше грешишь -быстрее в ад. Тем не менее, наша жизнь ограничена только на земле. Здесь мы только должны определиться с чем мы туда пойдем, и собственно, что нам нужно от этой жизни, и от собственных взаимоотношений с Богом. При условии, что они у нас вообще есть. Вот поэтому, каждая смерть близких и знакомых, а тем более - смерть христианина, должна быть для нас не временем ужаса, а временем посмотреть на часы и осознать, что на самом деле уже гораздо позже, чем мы думаем...