Прежде чем мы начнем свой разговор о Боге и Церкви по-существу, хотелось бы напомнить, что в любом случае наши знания о Творце всегда достаточно скудны и условны. Мы не можем целиком понять Бога таким, каким Он есть, потому, что Божественная природа гораздо выше человеческой. Представьте себе на минутку, что перед нами в ультимативной форме поставили совершенно невыполнимую задачу. Например, предложили абсолютно все вещи из большой комнаты перенести в совсем маленькую кладовую. Как бы мы не старались, мы не сможем этого сделать. Чисто физически такой возможности у людей просто не существует. Разве что будем все сжигать, но такая задача перед нами не стояла.
Да, скорее всего мы постараемся тщательно упаковать и максимально аккуратно разложить все то, что можно разложить и упаковать. Тем не менее, огромное количество наших вещей, наверняка, еще останутся снаружи. Эта аналогия может помочь нам в поиске ответа на вопрос, почему мы не способны узнать Бога в абсолютной степени. Ведь дело тут совсем не в том, что Бог скрывается от нас, и даже не в том, что в Церкви существуют некие «тайные знания», которые при определенных условиях могут быть доступны некоторым избранным людям. Хотя многие так считают. На самом деле, все гораздо проще. Дело здесь только в том, что природа Творца и творения – принципиально разные. И стараться понять своим умом все «зачем?» и «почему?» относительно Бога, так же нелепо, как за отличным примером блаженного Августина Иппонийского , «стараться ложечкой вычерпать весь океан». Да, некоторые люди в этом деле – деле познания Бога- могут достигнуть гораздо лучших результатов, чем все остальные. Но в целом, надеяться на то, что даже прилежное изучение богословия способно открыть человеку все тайны Божества было бы даже как-то глупо, наивно и смешно.
Невозможно человеческим умом понять, а уж тем более – нашим скудным языком передать то, каким Бог есть на самом деле. Нам известно многое о Боге, но самое главное, что мы о Нем знаем, это конечно то, что Он непостижим. Огромное количество томов «Догматического богословия» на наших книжных полках в первую очередь говорят только о том, что люди ищут Бога, а совсем не о том, что Они его «нашли и посчитали», как в этом убеждены многие, особенно выпускники духовных школ. Именно поэтому, Православное богословие так часто использует символы, аналогии, сравнения. Этим всем пропитаны наши храмы, богослужения и вообще – все богословие по существу. Многих удивляет весь этот пафос, широта, и православная «греческая помпезность», которая часто выглядит избыточной, даже для воцерковленных людей. Тем не менее, это все-таки лучший способ подчеркнуть глубину наших верований.
Например - икона. Ведь это же не простая фотография. Это символ, возможность увидеть и прочувствовать совершенно другую реальность, приобщится к миру горнему еще сейчас, и живя на земле, увидеть Царствие Небесное, а будучи тварным, воочию насладиться нетварным. Икона это окно в небо, а не ксерокопия или фотокарточка святых и Бога. Об этих нюансах очень важно помнить всегда, а тем более - пытаясь отыскать ответы на сложные вопросы о Творце и Его взаимоотношений с людьми. Как можно слепому объяснить разницу между синим цветом и зеленым? Как можно измерить скорость в килограммах, а вес записать нотами? Это все вещи из совершенно разных систем. Поэтому, формулируя вопрос именно таким образом, каким мы записали его в заглавии этой главы, мы должны быть готовы к тому, что получим ответ, выходящий далеко за рамки нашей логики или ожиданий. В нашем мире, обычно, все имеет причинно-следственные связи. У Бога очень много действий могут иметь только одну мотивации и один аргумент – Любовь.
Совершенно понятно, зачем людям Бог. Даже для атеистов, Господь является источником всякого блага. А вот действительно, зачем Богу люди? В древности, и даже некоторые люди теперь, наивно полагают, что Богу от нас нужны приношения. Раньше, правда, Он питался жареным мясом, потом немного окультурился и начал довольствоваться исключительно дымом ритуальных всесожжений. В наше время Его возможно умилостивить, просто поставив пару свечей в правильном месте, и в правильном храме. А еще будет просто великолепно, если бросить несколько денежных купюр в специальный ящик. Очень многие считают, что именно таким образом, можно загладить самые страшные свои грехи. И даже если об этом вслух и не говорят, то все равно показывают это своими реальными жизненными примерами. Даже есть пословица такая: «Хорошо быть христианином. У них есть Бог, который им все прощает». А если прощает, то было бы глупо не этим не воспользоваться. Главное помнить один принципиальный момент. Для того, чтобы Ему не было слишком сложно так часто нас прощать, как нам это надо, за это мы Ему должны всегда давать денежку. И наверняка, именно по этому, Богу нужны люди…
[01] Зачем Богу человек? |
Вы шокированы таким описанием? На самом деле, именно так считает огромное количество людей. Думать так очень опасно. Может случится, что люди всю свою сознательную жизнь, а точнее – бессознательную, будут ходить в храм, руководствуясь ложными мотивами. То есть, они будут искать, тратить деньги, время и силы на поиски того, чего там нет, и никогда не было.
Тем не менее, отвечая на этот вопрос, скорее всего, в первую очередь нужно вспомнить о том, что у Бога есть такое качество, которое совершенно не присуще людям, тем более людям нашего времени. Бог на языке богословия - Всеблаженен, то есть совершенно самодостаточен по своей природе. У него все есть что ему надо, и от людей Ему в принципе ничего не может быть нужно, потому что даже сами люди принадлежат Ему. Тем не менее, мы нужны Ему, потому что Он на любит, и делает все возможное, чтобы мы были счастливы без Его насилия.
Представьте себе, что у вас совершенно здоровая, крепкая семья, отличный муж или жена, дом - полная чаша с евроремонтом в стиле хай-тек, еще огромная современная дача с полным погребом провизии, а у каждого члена семьи свой личный автомобиль и достаточно сбережений для достойного существования сейчас и в будущем. А еще есть свое дело, которое в любом случае будет работать на вас. И кроме этого есть один ребенок, и вы хотите второго, или второй уже есть, а вы хотите третьего. Так вот вопрос: зачем? Наверное, потому, что всякий нормальный человек хочет жить не просто ради всех этих денег, богатства и славы. Хотя наверняка такие люди среди нас тоже встречаются. Если говорить обобщенно, смысл жизни человека состоит в другом. Святой Серафим называл это стяжанием духа Божьего, или проще – в Любви.
Даже не смотря на то, что мы опытным путем уже узнали, что рождение ребенка огромный труд, который сопряжен с множеством скорбей, переживаний, для психически здорового человека нет выше счастья, чем держать на руках своих детей. Точно так же и Богу нужны мы только для того, чтобы Он нас любил и о нас заботился. А еще можно сказать немного жестче. Мы нужны Богу потому, что в последние времена люди даже себе не будут нужны. Каждый грех – это ведь наше маленькое самоубийство. Если бы не Божий промысел и не Его любовь к нам - человечество давно уже бы себя уничтожило. Главное не забывать, что только Христианство понимает Бога не как грозного строителя мира, равнодушного в своему творению, и даже не как справедливого Судию, который за добро милует, а за зло – наказывает. Наш Бог – Бог –Отец, а мы все его дети.
«Отче наш, да святится Имя Твое!»… (Мф.6:9—13)